spy phone untuk blackberry iphone samsung galaxy spy software free phone spy mobile mobile spy gadgets
программа для пчеловодства методы пчеловодства медоносные базы

Поиск

Опрос

Новый дизайн сайта

Нравится
Не нравится
Зачем это?

скачать dle

Реклама

Кнопки



Статьи » Вывод трутней и их значение в племенной работеВывод трутней и уход за ними

  • Теги:
  • - 0 +

Медоносное растение1. Введение

Всю литературу о выводе маток почти невозможно просмотреть, но лишь относительно немногие работы освещают вопросы выращива­ния трутней и условия, которые необходимо создать для поддержания их жизнеспособности. Незначительный интерес к трутням объясня­ется тем, что в пчеловодном мире долгое время царило предубежде­ние против труней - даже известное отвращение к этим «бесполез­ным, ленивым и глупым» существам, вывод которых, по возможности, надо подавлять, чтобы не расходовать напрасно мед. Когда Левенец(1956 а) привел данные, что на выращивание 1000 трутней тре­буется 750 г меда и 450 г пыльцы и что те же 1000 трутней в течение своей жизни потребляют еще 6,32 кг меда, то он только подтвердил то, что раньше большинство пчеловодов знали и без научных иссле­дований. Для пчеловодов-практиков расчет прост: на 1000 трутней меньше - на 7 кг меда больше.

Теперь нам известно, что эти данные о большом потреблении корма трутнями не только преувеличены (Вайсс, 1969), но что выра­щивание трутней включено в динамическую и биологическую систему «пчелиная семья» и что последняя представляет собой не механичес­кую структуру простой совокупности отдельных факторов, но резуль­тат поразительного воздействия обмена веществ, сущность которого нами и теперь еще далеко не раскрыта. Не удивительно, что реаль­ность выглядит совсем иначе, чем это позволяют предположить бег­лые расчеты и что нет причин рассматривать выращивание трутней только как обузу для товарного медосбора (см. ниже).

То, что генетическое качество трутней в большой мере влияет на качество потомства, не нуждается в обсуждении. Но что также и ка­чество самой матки в большой степени зависит от числа и качества готовых к спариванию с ней трутней, еще далеко не всеми признано. В этой связи приобретает большое значение понятие «полноценное спаривание» (Руттнер, 1956), согласно которому нормальной про­должительностью жизни и яйценоскостью отличаются только те матки, которым во время короткого брачного облёта удалось заполнить свои семеприемники 5-7 миллионами спермиев. Если этого не проис­ходит - вследствие ли незначительного числа трутней, или недоста­точных возможностей вылета - тогда пчелы нередко преждевремен­но заменяют маток.

Возможно, небольшой интерес пчеловодов к выводу трутней частично основывается на том, что обычно к периоду наибольшего вы­вода маток и без особых мероприятий имеется обилие трутней; ве­роятно, также и потому, что влиять на вывод трутней труднее, чем на вывод маток.

Но то, что имеются вполне применимые методы, стимулирующие вывод трутней, будет показано в этой главе. Стимулирование вывода трутней посредством хозяйственно-технологических мероприятий при­обретает особое значение при следующих условиях:

  1. Продление сезона вывода маток;
  2. Надежное спаривание с отселектированными трутнями, то есть организация изолированных точков, изолированных пунктов осеменения и введение инструментального осеменения.

 

2. Трутневый расплод в годовом цикле пчелиной семьи

 

Появление трутневого расплода в пчелиной семье - первый признак проявления, стремления к размножению. По Д. Аллену (1958) в среднем проходит три недели (16-41 день) с момента по­явления в семье первого трутневого расплода до обнаружения мисо­чек с яйцами. Не без основания упоминалось о том, что успешный вывод маток можно начинать лишь при наличии трутней (или, по крайней мере, зрелого трутневого расплода); а в разгар лета, когда без затруднений можно выводить маток соответ­ствующими стандартными способами, время вывода трутней уже миновало.

О сроке вывода первых трутней нельзя судить ни по календар­ным данным, ни по началу цветения определенных растений (феноло­гии). Срок этот очень сильно варьирует из года в год и от семьи к семье. Но он, несомненно, как-то зависит от соотношения между коли­чеством расплода и количеством пчел. Первый весенний расплод вы­ращивают преимущественно перезимовавшие старые пчелы. При нор­мальном ходе развития в течение некоторого времени прирост моло­дых пчел покрывает отход старых. Так как одновременно площади расплода непрерывно увеличиваются, для пчелиной семьи наступает тяжелый и опасный период; большая часть пчел концентрируется на расплоде, но, несмотря на это, они нередко не покрывают его цели­ком. В этой ситуации семья не готова к выводу трутней. Лишь когда прирост увеличится и соотношение изменится в пользу пчел, положе­ние разрядится и начнется вывод трутневых личинок. В семьях, зи­мующих сильными, напротив, всегда имеется наготове достаточно пчел-кормилиц; тогда трутневый расплод выращивают и старые пчелы и даже к очень раннему сроку (примерно к зацветанию первых ивовых).

Параллельно со стремлением выводить трутней развивается стремление отстраивать трутневые ячейки. Сильные семьи в мае-июне отстраивают 90-100% трутневых сотов (Фри, 1975). Когда имеется уже достаточно трутневых ячеек и расплода, это стремление быстро проходит. Тому же автору удалось доказать, что семьи, которых не обеспечивают трутневыми сотами, сооружают больше трутневых ячеек и выращивают в 5 раз больше трутневого расплода, чем те, у кото­рых имеется 1—2 трутневых сота. Давая и соответственно отбирая трутневый расплод, Фри смог управлять по желанию его закладкой семьей.

Следовало ожидать, что сильные семьи выращивают больше трутней (на каждую 1000 пчел) чем слабые. Маленькие семейки, менее 200 пчел, в опытах Фри (1976) вообще не выводили трутней. Но, начиная с семей численностью в 4000 пчел, картина получалась очень неоднородной и колебания между семьями одинаковой силы не­редко оказывались больше, чем различия между крупными классами.

Сколько же трутней выращивает пчелиная семья свободно от­страивающая соты?

На этот вопрос может ответить только опыт, так как обычно за пчелиные семьи, решает пчеловод, нужно ли вообще и сколько имен­но семье заложить трутневого расплода.

К. Ваисс (1962) в течение нескольких лет наблюдал над не­сколькими семьями пчел, которым была предоставлена возможность совершенно свободно строить соты, то есть им ставили в ульи исклю­чительно пустые рамки с полосками вощины. Не применяли никакого ограничения в выводе расплода (разделительной решетки) и не отби­рали мед. Следовательно, семьи могли совершенно свободно расши­ряться и закладывать столько трутневого расплода, сколько хотели.

Наибольшее расширение трутневого расплода было установлено между концом мая и серединой июня. В среднем, в это время было обнаружено 5100 ячеек с трутневым расплодам (размах колебаний 2900-8700), что составляет 14% всего расплода. В пересчете на го­довое количество расплода доля трутневого расплода составляет 4,6%.

Д. Аллен (1964) оценивает ту же долю в 16%. Дж. Фри (1975) обнаружил в мае в 14 семьях выравненной силы в среднем по 5500 ячеек, но при существенно меньшей силе семей на трутневой расплод приходилась большая доля в общем количестве расплода (примерно 29%). В июне насчитывалось 2500 трутневых личинок, а в июле - 3400.

Эти солидные цифры, казалось бы, подтверждают встречающийся прежде всего в кругах пчеловодов оптимизм относительно ожидаемой от одной семьи продукции трутней. Но если определять число трутней не по количеству расплода, а по фактически выращенным взрослым особям, то картина меняется самым невероятным образом. К. Вайсс находил в своих свободно строящих семьях в первой декаде июля (то есть в период наибольшего выхода трутней) в среднем только 1400 мужских особей. Лишь в одной число их превысило 2000. Сравнение со средним числом расплодных ячеек показало, что это составляет всего четвертую часть ожидаемой цифры. Еще резче была разница в опытах Фри (1976, таблицу).

Если же скорректировать для сравнения предыдущие показатели состояния расплода, то разница между ожидаемым и фактическим числом трутней окажется удивительно большой. Такой быстрый отход можно объяснить только тем, что очень многие трутни никогда не достигают половой зрелости, погибая в первые же дни жизни. В опы­тах Фри (1975) максимальное число трутней в семьях было : в мае - 574 в июне - 1797 и в июле - 486.

Сравнение числа трутневых ячеек с личинками и выведшихся трутней. По трем различным срокам в расчет принимались только семьи, насчитывающие более 10 000 пчел (По Фри, 1975г)

 Дата
26.05
09.06
12.07

 Трутневые личинки (без яиц)

5.492
2.555
3.400
 Выведшиеся трутни
230
1.010

252

Число фактически выведшихся в одной семье трутней поддержи­вается, следовательно, в скромных пределах (по Вайссу в первой декаде июля 3,4% от общего числа особей). Число имеющихся в ко нечном итоге в одной семье трутней, очевидно, лишь в незначительной степени определяется количеством расплода. В устраняемом расплоде особенно велика доля яиц, и соответственно, самых молодых личи­ночных стадий. В одной семье 24 апреля находилось 69% трутневых яиц, но 8 мая оказалось только 8% трутневого расплода. Другая семья 8 мая имела 64% трутневого расплода по сравнению с 1% трутневого расплода 22 мая.

Согласно этим данным становится сомнительным упомянутый расчет о расходе корма трутнями. И все же результат, полученный Д. Алленом (1958) оказался неожиданным. Он установил, что семьи которым была свобода в выращивании (т.е. с большой долей трутневого расплода) не производили заметно меньше пчелиного расплода и дали такой же медосбор как «ограничиваемые» семьи с минимальным количеством трутневого расплода. Но, так как трутневые личинки, без сомнения, все же потребляют корм и, так как благодаря этому возникает большой его расход, по сравне­нию с расходом корма бедными трутнями семьями, напрашивается вывод, что семьи, которые выращивают много трут ней, прилежнее работают. Во всяком случае, нет повода, из-за страха уменьшения ме­досбора, уничтожать много трутней

Период изгнания трутней в разгар лета в большой степени за­висит от местных температурных условий и различен в разных мест­ностях. Фри (1975) смог экспериментально доказать эту зависимость, тем что он помещал пчелиные семьи под изоляторы; пока пчелы по­лучали корм они до некоторой степени поддерживали трутней, но прекратили подкормку и в течение нескольких дней все трутни ис­чезли. В Лунце-ам-Зее, где летом хороший пыльцевой взяток способ­ствует усиленному выращиванию расплода трутни, несмотря на пониженные средние температуры, держаться в семьях на целый месяц дольше, чем в Оберурселе. В местностях, с осенним взятком (например в районе Средиземноморья) еще осенью можно наблюдать вывод новых трутней, которых в массе, все же разумеется, меньше, чем весной.

Зависимость содержания трутней от кормового потока в пчели­ной семье (и не от обеспеченности запасами корма) понятно, если вспомнить, что трутни в первые дни жизни почти не в состоянии сами брать корм, а их кормят пчелы-кормилицы; при этом они по Б. Миндту (1962) получают высо­копитательный смешанный корм из меда, молочка и пыльцы. Умень­шение готовности к снабжению кормом может поэтому быстро и со­вершенно неприметно привести к сокращению числа трутней.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  • Опубликовал together, 7-02-2011, 16:59
  • Просмотров: 4263